10 / GUI [ править ]
10 / GUI — это предлагаемая новая парадигма пользовательского интерфейса . Созданный в 2009 году Р. Клейтоном Миллером, он сочетает в себе мультисенсорный ввод с новым оконным менеджером .
Он отделяет сенсорную поверхность от экрана, так что пользователь снижает утомляемость, а руки пользователя не закрывают экран. Вместо того, чтобы размещать окна по всему экрану, оконный менеджер Con10uum использует линейную парадигму с мультисенсорным управлением, используемым для навигации между окнами и их расположения. Область в правой части сенсорного экрана вызывает глобальное контекстное меню, а аналогичная полоса слева вызывает меню для конкретных приложений.
Предварительная версия оконного менеджера Con10uum сообществом с открытым исходным кодом была доступна в ноябре 2009 года.
Нужна ли смартфону поддержка большого количества одновременных касаний
Казалось бы, задействовать весь потенциал десятипальцевого мультитача можно только если смартфон лежит на столе. Кроме того, это неудобно (пальцы закрывают обзор) и вроде как не нужно в реальной жизни, поэтому целых 10 касаний – ненужное излишество. Однако в реальности все немного сложнее.
Сколько касаний одновременно может воспринимать экран смартфона – определяется конструкцией сенсора. Для добавления большего их числа требуется усложнять тачскрин, добавлять новые линии, позволяющие параллельно получать данные об месте утечки энергии (а именно ее регистрирует емкостный экран при касании) с нескольких каналов (в нескольких точках). Если этих линий мало (необходимый минимум – две: для осей X и Y) – то и много одновременных касаний экран не поймет.
Поддержка всего двух касаний экраном смартфона позволяет использовать его для скроллинга, масштабирования, поворота объектов на экране. Однако идеальная работа такого тачскрина достигается, только если два пальца не оказываются на одной линии по оси X или Y. В этом случае могут происходить сбои определения точек касания, экран смартфона определяет ее неверно, или вообще не определяет.
В режиме веб-серфинга или чтения нахождение пальцев на одной линии по оси не страшно, и зачастую незаметно. А вот в играх, имеющих сложную навигацию, поддержка небольшого количества касаний сенсорным экраном приводит к проблемам. Часто возникают ситуации, когда одновременные движения двух пальцев не воспринимаются нормально. В WoT, например, при попытке одновременного поворота прицела и танка, китайский бюджетный смартфон с двухпальцевым мультитач оба действия иногда выполняет некорректно.
Таким образом, поддержка сенсорным экраном большого количества касаний нужна не всегда. Для чтения и интернета двух вполне достаточно. А вот в играх – пяти- или десятипальцевый мультитач на смартфоне часто является необходимостью.
Количество воспринимаемых сенсором касаний можно проверить в приложении AnTuTu.
Современные технологии постоянно развиваются. Над разработками новых устройств работают целые отделы компаний с группами лучших разработчиков. Все это делается для того, чтобы сделать жизнь людей проще и удобнее. Одной из таких технологий является сенсорный экран. Стоит отметить, что такие экраны появились достаточно давно, и за время существования они прошли долгий путь развития. Таким образом, самым современным сенсором является сенсор мультитач. При этом не каждый сенсорный экран поддерживает функцию множественного касания. Именно о таких сенсорах и пойдет речь в данной статье. Итак, сенсорный мультитач экран, что это такое?
Мультитач — преимущества
Сенсорный дисплей считается наиболее комфортным способом управления устройства, а мультитач, по сути, расширяющий возможности сенсорного дисплея, конечно, поднимает планку комфорта на новый уровень и, кроме того, несколько расширяет возможности устройства. В качестве примера стоит сказать об игре Cut the Buttons, где два игрока одновременно управляют каждый своими ножницам на одном экране.
Кроме того, мультитач помогает бороться с неудобством управления большими экранами. Многие смартфоны сегодня имеют чересчур большие диагонали и дотягиваться до некоторых кнопок иногда крайне неудобно, а мультитач в некоторых ситуациях избавляет от необходимости пользоваться той или иной кнопкой. Например, на iPhone, чтобы выйти из режима просмотра фото, необходимо нажать на сенсорную кнопку «Назад», но расположена она в левом верхнем углу — не очень комфортно для пользователя. Мультитач позволяет закрыть фото, сдвинув пальцы.
У мультитач, по мнению создателя сенсорных экранов Джефа Хана, большое будущее: в частности, мультитач станет очень востребованным, когда огромные экраны для демонстрации, например, рабочих проектов станут обычной практикой.
Когда мы рассматриваем характеристики смартфона или планшета, зачастую видим в описании много терминов, доселе нам незнакомых. Одним из таких терминов может быть мультитач. Так и написано напротив экрана — мультитач. Что это значит, в характеристиках не раскрывается. На деле же все гораздо проще.
Мультитач образовано от англ. Multi-touch, что можно перевести как «множественное касание». Уже исходя из этого можно сделать вывод, что речь идет об экране (сенсорной панели), которая одновременно поддерживает сразу несколько касаний.
Сколько именно? Вопрос интересный, ведь мульти — множество — в данном случае не говорит об определенном количестве поддерживаемых прикосновений, а значит, мультитач экраном можно называть сенсорную панель, которая поддерживает более одного касания.
Как узнать, сколько именно касаний поддерживает ваш планшет или смартфон? Это можно выяснить с помощью характеристик устройства, однако если вы им по каким-либо причинам не доверяете, не беда, можно воспользоваться специальными приложениями, например, MultiTouch Tester или AnTuTu:
А вот — 5 прикосновений:
Как вы можете заметить, в данном случае сенсорная панель поддерживает до 10 касаний.
Multitouch table — cтол-мультитач от Spider Group: Видео
2.1. Оптическая технология реализации сенсорного экрана
Данная технология на сегодняшний день не пользуется огромным спросом. Однако она обладает наибольшими перспективами и активно развивается. Оптический мультитач сенсор – это новое слово техники, которое станет популярным уже в ближайшем будущем.
Такие панели представляют собой стеклянную панель с оптическими датчиками, которые способны фиксировать току касания и передавать данные в электронную систему, которая высчитывает координаты. Датчики располагаются в углах панели. При этом особенность такого сенсора заключается в том, что вам не нужно касаться экрана.
Дело в том, что датчики расположены на некотором удалении от экрана (немного выше), поэтому считывание происходит еще до момента прикосновения. Еще одно преимущество данной технологии заключается в том, что нет ни каких ограничений в размерах панели, как в случае с двумя предыдущими экранами.
Оптический сенсор позволяет управлять системой любыми предметами – стилусом, обычным карандашом, пальцами, ручками и так далее.
Конечно, помимо вышеуказанных технологий реализации сенсорных панелей с функцией мультитач существуют и другие. Однако их доля на рынке составляет менее 1%. Многие из них не имеют перспектив, а некоторые стоят только в самом начале пути своего развития. Учитывая это, стоит понимать, что в скором будущем мир узнает о новых технологиях мультитач, которые превзойдут по всем параметрам все существующие сегодня типы сенсорных экранов. Однако на сегодняшний день данные технологии пользуются широким спросом и это не измениться в течение нескольких ближайших лет.
Мне всегда казалось, что понятие «мультитач» — это что-то само собой разумеющееся, но, наверное, это связано лишь с тем, что всю жизнь приходится работать с теми или иными гаджетами. В последнее время пришлось несколько раз столкнуться с тем, что далеко не все представляют себе, в чем заключается эта технология и в чём могут быть её преимущества.
Написанию этой статьи поспособствовал последний случай: я отправился в магазин одной из крупных сетей за подарком для жены. Она хотела себе достаточно простой, но сенсорный телефон Samsung. С конкретной моделью я определился ещё до похода в магазин, а потому сразу сообщил что собираюсь этот телефон купить и желаю осмотреть, чтобы избежать каких-либо механических повреждений, или глюков прошивки. Всё то время, пока изучал телефон, девушка-консультант улыбчиво щебетала что-то вроде: «это будет отличным подарком… мультитач… три джи… самая популярная модель… мультитач…» (остальное не разобрал, сосредоточен был). Спросил у неё, что такое мультитач — она принялась объяснять, что это означает возможность пользоваться сенсорным экраном, выводить на него виджеты и прочее. Телефон я купил, хотя никакого мультитача там и нет. Но на моём месте мог бы быть кто-то другой, кто меньше разбирается в тонкостях сенсорных экранов и кому нужна поддержка мультитач. И ему могла бы попасться такая же девушка-консультант, которая в этом не разбирается совсем. Чтобы подобного не случилось, я постараюсь рассказать о предмете понятно и в необходимой степени подробно.
Мультитач — функция, имеющаяся во многих современных сенсорных устройствах (это необязательно планшеты или смартфоны, но будем говорить применительно к ним), которая позволяет устройству одновременно определять координаты нескольких точек касания. В видео ниже — неплохая, на мой взгляд, демонстрация технологии.
Определение
Мультитач – это термин, описывающий техническую характеристику сенсорного экрана и характеризующий особенности его работы.
Что же он обозначает с практической точки зрения?
Говоря просто, это способность экрана принимать, обрабатывать и выполнять сразу несколько команд, задающихся касанием.
Важно! На таком экране можно работать одновременно двумя пальцами, например, и все команды будут обработаны, даже если быть даны ровно в одно и то же время. Особенно широкое распространение данная функция получила в последнее время, но необходима, преимущественно для развлекательных целей
Так как она очень удобна для использования в играх и сложных приложениях.
В настоящее время возможностью мультитач оснащены практически любые устройства, начиная от достаточно бюджетных, до самых дорогих.
Все производители уже давно внедряют мультитач в свои устройства.
Но при покупке очень дешевой и/или устаревшей модели лучше обратить внимание на то, поддерживает ли экран функцию множественного касания, так как у многих моделей, вышедших до 2008 года, она отсутствует. Обычно, по наличию/отсутствию данной возможности можно судить о том, насколько устройство современное и продвинутое, а также эта характеристика имеет прямую связку с типом экрана
Почти все теплоемкостные экраны оснащены функцией множественного прикосновения и устанавливаются на более современные типы устройств. Другие типы сенсоров, более устаревшие, функцию мультитач не поддерживают
Обычно, по наличию/отсутствию данной возможности можно судить о том, насколько устройство современное и продвинутое, а также эта характеристика имеет прямую связку с типом экрана. Почти все теплоемкостные экраны оснащены функцией множественного прикосновения и устанавливаются на более современные типы устройств. Другие типы сенсоров, более устаревшие, функцию мультитач не поддерживают.
<Рис. 1 Принцип>
История
Использование технологии началось с сенсорных экранов для управления электронными устройствами предшественника технологии «мультикасания» и персонального компьютера. Создатели первых синтезаторов и электронных инструментов, Hugh Le Caine и Роберт Муг экспериментировали с использованием чувствительных к нажатию ёмкостных датчиков для контролирования звуков, издаваемые их инструментами.
IBM начали строить первые сенсорные экраны в конце 1960-х, а в 1972 году Control Data выпустили PLATO IV — компьютер-терминал, используемый для образовательных целей, который использовал в своём пользовательском интерфейсе одиночные касания на 16×16 матрице сенсоров.
Прототип х/у матрица ёмкостного MultiTouch экрана (слева), разработанная в CERN.
Первая реализация мультикасания на базе сенсорно-ёмкостного способа была разработана в ЦЕРН в 1977, на базе их ёмкостно-сенсорных экранов разработал в 1972 году датский инженер-электронщик Bent Stumpe. Эта технология была использована для разработки человеко-машинного интерфейса нового типа для управления синхрофазотроном.
В записке, датированной 11 марта 1972 года, Stumpe представил своё решение — ёмкостной сенсорный экран с фиксированным числом программируемых кнопок, находящихся на дисплее. Экран должен был состоять из множества конденсаторов — вплавленных в плёнку или в стекло медных проволочек, каждый конденсатор должен быть построен так, чтобы поблизости находящийся проводник, такой как палец, приведёт к увеличению электрической ёмкости на значительную величину. Конденсаторы должны были быть проволочками меди на стекле — тонкими (80 μm) и достаточно далеко друг от друга (80 μm), чтобы быть невидимым (CERN Courier апрель 1974 стр. 117). В конечном устройстве экран был просто покрыт лаком, который предотвращал касание пальцами конденсаторов.
В начале 1980-х годов разработка технологии Multi-touch началась по всему миру практически одновременно. Например, 1982 году в Торонтском университете.
Сейчас различные технические воплощения технологии используются и активно продвигаются в продуктах компаний Apple, Nokia, Hewlett-Packard, HTC, Dell, Microsoft, ASUS, Samsung и некоторых других.
Внедрение Multi-touch-технологий уже опробовали постояльцы гостиничной сети Sheraton, ориентированной на деловых людей.
Хотя слово «мультикасание» обычно относится к сенсорным экранам, тачпады Apple, начиная с PowerBook, также распознают жесты несколькими пальцами. В PowerBook есть особый смысл — прокрутка — лишь у параллельного движения двумя пальцами, а в MacBook, MacBook Pro и MacBook Air уже распознаются двухпальцевые повороты и разведения-сведения, а также разнонаправленные штрихи тремя и четырьмя пальцами. Также эту технологию поддерживает новая мышь компании Apple — Magic Mouse и отдельный тачпад — Magic Trackpad.
Большинство современных больших мультикасаемых-экранов основаны на проекции. Есть также ИК-рамки, которые отслеживают несколько точек касания одновременно и могут использоваться с любыми типами дисплеев. В мире существует множество производителей, запустивших в серийное производство мультикасаемых ИК-экранов различных размеров: 32″, 40″, 42″, 46″, 50″, при этом используются камеры и инфракрасная подсветка.
Большой популярностью в последнее время стали пользоваться сенсорные плёнки и стекло, производители которых покрывают все возможные размеры экранов от 17″ до 50″ и более.
Мультикасаемые-устройства с маленьким размером экрана быстро становятся обычным явлением, так, например, количество телефонов с мультитач-экраном увеличилось с 200 тыс., проданных в 2006 году, до 21 млн в 2012 году. Более надежные и настраиваемые мультитач-решения, а также увеличение количества и качества понимаемых жестов, делают популярным и удобным этот вид пользовательского интерфейса.
В январе 2010 года на выставке СES-2011 была представлена вторая версия сенсорного «рабочего стола» Microsoft PixelSense (ранее Microsoft Surface), который работает под управлением ОС Windows 7 и использует мультикасаемый интерфейс. Он также подешевел на треть и стал более доступным для массового потребителя.
Дополнительные возможности
Считается, что наличие такого экрана, во многих случаях, делает управление устройством более простым и интуитивно понятным.
Потому с ним смогут активно работать как пожилые люди, плохо знакомые с технологиями, так и маленькие дети.
Кроме того, имеются приложения, рассчитанные на участие сразу нескольких игроков, использующих один и тот же экран.
Использование такого приложения полноценно невозможно без наличия экрана описываемого типа.
Интересно, что такие экраны в последнее время стали пытаться внедрять повсеместно, в том числе и в бытовую технику. И хотя целесообразность таких действий остается под вопросом, многие производители продолжают внедрять технологию в свои устройства. Хотя в конечном итоге это не столько расширяет функционал устройства, как повышает его стоимость.
Помимо этого технология реализуется в игровых детских экранах, которые можно встретить в детских, развлекательных и торговых центрах, в образовательных центрах и музеях, благодаря чему сразу несколько пользователей могут пользоваться одним экраном.
Некоторые электронные карты на стендах общественных заведений также имеют такую функцию.
Фактически, в случаях описанных выше, одно устройство с большим экраном мультитач способно заменить несколько отдельных компьютерных панелей, рассчитанных только на одного пользователя.
Современный мир технологий регулярно обновляется новыми гаджетами и различным техническим оборудованием. Практически каждый слышал такое модное слово, как «мультитач экран». Однако не все пользователи могут рационально оценить . Давайте разберёмся подробнее, как выглядит мультитач экран, что это вообще за технологическое новшество?
Мультитач представляет собой . Он способен реагировать на несколько прикосновений одновременно. Клавиатура в таком устройстве отсутствует, а главный инструмент — это лёгкие касания пальцами рук. Если переводить термин с английского языка, то он обозначает «многократное прикосновение».
Ещё в шестидесятые годы прошлого века великие умы работали над созданием высокотехнологичного сенсорного экрана. Все эти нововведения применялись в ЦЕРН (центр ядерных исследований в Европе). Общество впервые увидело такие экраны в Нью-Йорке, а их разработчиком был Джеф Хан. Именно в начале XXI века все в мире заговорили о нереальных технологиях, когда можно управлять картинкой монитора лишь одним прикосновением пальца. Это был настоящий технологический взрыв, и огромный шаг в мире электроники.
Добротный пластик и скучный облик
Внешне Redmi 9C оформлен аскетично, но актуально. Естественно, со скидкой на статус и стоимость устройства. Какими-то дизайнерскими ухищрения похвастаться Redmi 9C не может. Это невыразительный, с утилитарным обликом гаджет.
Рамки вокруг дисплея свели до минимума настолько, насколько это возможно в случае с недорогим аппаратом. Поэтому имеем солидный подбородок, который выдает в Redmi 9C его принадлежность к бюджетникам. Понятное дело, что к оформлению селфи-модуля подошли стандартно — спрятали в капельке-вырезе.
На тыльной стороне Redmi 9C NFC установили сканер отпечатков пальцев и основную камеру с двумя датчиками изображения и светодиодной вспышкой. Дактилоскопический датчик — старый добрый емкостный сенсор, срабатывающий быстро с минимальным процентом сбоев.
Отдельное «спасибо» производителю за разъем microUSB. Видимо, компания решила, что новый бюджетник не дорос до более актуального разъема. Хотя давно пора отказаться от его использования и начать массово устанавливать USB Type-C. Пожаловаться также хочется на размеры и вес.
Габариты Xiaomi Redmi 9C составили 164,9х77,07х9 мм и он тяжеловат — 196 грамм. Из-за веса первое время держать смартфон в руке не очень комфортно, но со временем привыкаешь. Пользоваться свободно Redmi 9C одной рукой вряд ли у кого получится, дотянуться до углов 6,53-дюймового экрана сложно. Но это данность современных устройств, которые требуют двух рук в большинстве сценариев.
Приятная особенность Redmi 9C — лоток для двух SIM-карт и одной карты microSD раздельный. Сложно понять, почему в бюджетниках такое решение можно применить, а вот во флагманах нет, заставляя терпеть тяготы лишения преимущества в виде расширения внутреннего хранилища.
Экономия «на спичках» прослеживается в том, что в комплекте не идет силиконовый чехол. В сам комплект поставки помимо Xiaomi Redmi 9C входит кабель, зарядный адаптер на 10 Вт, скрепка для извлечения лотка с симками и документация.
Реализации [ править ]
Мультитач реализован несколькими способами, в зависимости от размера и типа интерфейса. Самыми популярными формами являются мобильные устройства, планшеты , сенсорные столы и стены. И сенсорные столы, и сенсорные стены проецируют изображение через акрил или стекло, а затем подсвечивают его светодиодами.
Поверхности касания также можно сделать чувствительными к давлению, добавив чувствительное к давлению покрытие, которое по-разному прогибается в зависимости от того, насколько сильно на него нажимают, изменяя отражение.
В портативных технологиях используется панель, несущая электрический заряд. Когда палец касается экрана, прикосновение нарушает электрическое поле панели. Нарушение регистрируется как компьютерное событие (жест) и может быть отправлено в программное обеспечение, которое затем может инициировать ответ на событие жеста.
За последние несколько лет несколько компаний выпустили продукты, использующие мультитач. Пытаясь сделать дорогую технологию более доступной, любители также опубликовали методы создания сенсорных экранов своими руками.
Емкостный править
Емкостные технологии включают:
- Поверхностная емкостная технология или визуализация ближнего поля (NFI)
-
Прогнозируемое емкостное касание (PCT)
- Емкостный внутри ячейки
К резистивным технологиям относятся:
- Аналоговый резистивный
- Цифровой резистивный или резистивный внутри ячейки
Оптический править
Оптическая сенсорная технология основана на технологии датчика изображения . Он работает, когда палец или объект касается поверхности, вызывая рассеивание света, отражение которого улавливается датчиками или камерами, которые отправляют данные в программное обеспечение, которое определяет реакцию на прикосновение, в зависимости от типа измеренного отражения.
относятся:
- Оптическое изображение или инфракрасная технология
- Заднее рассеянное освещение (DI)
- Инфракрасная сеточная технология (опто-матрица) или сенсорный цифровой волновод (DWT), или инфракрасный оптический волновод
- Разочарованное полное внутреннее отражение (FTIR)
- Рассеянное освещение поверхности (DSI)
- Laser Light Plane (LLP)
- Внутрисотовая оптика
Волна править
К технологиям, основанным на акустических и радиочастотных волнах, относятся:
- Поверхностная акустическая волна (ПАВ)
-
Изгибная волна касания (BWT)
- (DST)
- (APR)
Бренды и производители
Виртуальная клавиатура , прежде чем прошивка 7 на IPAD
Apple продавала и распространяла множество продуктов с использованием технологии multi-touch, в первую очередь смартфонов iPhone и планшетов iPad . Кроме того, Apple также владеет несколькими патентами, связанными с реализацией мультитач в пользовательских интерфейсах, однако законность некоторых патентов оспаривается. Apple также попыталась зарегистрировать «Multi-Touch» в качестве товарного знака в Соединенных Штатах, однако ее запрос был отклонен Управлением США по патентам и товарным знакам, поскольку оно считало термин общим .
Обнаружение и обработка нескольких касаний происходит с помощью сенсора ASIC , прикрепленного к сенсорной поверхности. Обычно отдельные компании производят ASIC и экран, которые объединяются в сенсорный экран; и наоборот, поверхность тачпада и ASIC обычно производит одна и та же компания. В последние годы были крупные компании, которые расширились в растущую индустрию мультитач, с системами, предназначенными для всего, от обычных пользователей до многонациональных организаций.
В настоящее время производители портативных компьютеров часто включают в свои ноутбуки сенсорные панели с функцией multi-touch , а планшетные компьютеры реагируют на сенсорный ввод, а не на традиционный ввод стилусом, и это поддерживается многими последними операционными системами .
Заключение
Рассмотренные технологии мультиконтактных сенсорных интерфейсов в настоящее время покрывают все возможные области для практического применения. Некоторые из приложений Multi-touch, например электронные доски для школ, уже прочно завоевали свой сектор применения. Разрабатываются новые сценарии графических пользовательских интерфейсов на их основе. Появляются новые возможности для управления игровыми ситуациями. Для каждого специфического приложения можно применить ту или иную технологию. Все определяют требования к системе — точность, цена, интуитивность и продуманность интерфейса пользователя. Multi-touch технология находится пока еще в самом начале коммерческого использования и будет расширять свое присутствие на рынке компьютерных технологий. Пока еще реализация устройств дорого обходится покупателям. Следует заметить, что реальное число патентов в данной области значительно превышает число реализованных коммерческих проектов. Некоторые технологии еще ждут своего часа.
Однако не следует надеяться, что новые интерактивные технологии полностью вытеснят привычные для многих пользователей интерфейсы на базе мышей или клавиатур! Они, безусловно, сохранятся в ближайшие десятилетия. Их достоинства — простота, дешевизна и удобство работы — для большинства как профессиональных, так и непрофессиональных приложений пока еще сохраняются. Попытки вытеснить их с компьютерного рынка предпринимаются уже давно. Но они постоянно совершенствуются, расширяется их функциональность, поэтому они и продолжают прочно удерживать свои позиции.