Hegel HD2 — 15000 руб. — Приз симпатий.
Звук 4
Конструкция 3
Достоинства
Малые размеры
Уникальный генератор тактовой частоты
Недостатки
Входной сигнал принимается только по USB
Норвежская фирма Hegel — небольшая, к каждой разработке она подходит с отеческой любовью и вниманием. подтверждает это и HD2, созданный на основе популярной полноразмерной модели HD10
Выброшены все входы, кроме USB, а также источник питания (оно поступает по USB-шине). но главное достоинство HD10 сохранилось. Это фирменный, уникальной конструкции, генератор тактовой частоты. без него, по мнению разработчиков, четкого воспроизведения не добиться — помешает джиттер.
Звук если принять за аксиому, что слушать музыку с компьютера — значит, убивать ее, то HD 2 можно назвать реаниматором. звуковая сцена ощутимо расширилась, четче стали музыкальные контуры инструментов, бас приобрел дополнительную упругость. и вновь мы пожалели о том, что аппарат не универсальный, ведь модель HD 20, способная работать с CD-проигрывателем, стоит ровно в четыре раза дороже.
У этого аппарата самая высокая по тесту неравномерность АЧХ, однако по абсолютной величине она — менее 1 дБ. Меломану с самым тонким слухом верхи могут показаться чуть приглушенными, но большинство наших экспертов этого не заметили. Аппарат держит нелинейные искажения на коротком поводке во всем диапазоне измерений. Фаза входного сигнала сохраняется. Дисбаланс по каналам рекордно мал. Следы паразитных гармоник в спектре выходного сигнала на слышимых частотах отсутствуют совершенно — они появляются только в области выше 20 кГц. «Коврик» спектра находится на уровне –100 дБ (отличный показатель).
Музыка для души и “цапанье” только в помощь
Модули ЦАП немного сложнее, чем, скажем, выбор пары наушников, поэтому мы собрали эти полезные рекомендации, в которых рассказывается об основных функциях, которые следует учитывать.
ВХОДЫ И ВЫХОДЫ
Если вы посмотрите на цап, вы заметите, что большинство из них имеют несколько типов входов (оптические, коаксиальные, USB и другие). Хорошее эмпирическое правило – выбирать устройство с разными типами ввода, потому что это означает, что вы можете использовать его с широким спектром устройств, от мобильных телефонов и планшетов до телевизоров и даже проигрывателей.
Что касается выхода, большинство из них поддерживают классический выход 3,5 мм (для наушников), но современные устройства также поддерживают подключение по BT.
ДРОЖАНИЕ или ДЖИТТЕР
Джиттер – это тип искажения (или шума), который можно услышать в верхней части звука, и делает его менее приятным. Это происходит, когда ЦАП не оснащен технологией, необходимой для декодирования воспроизводимого файла, или не поддерживает необходимые фильтры для создания идеального качества звука.
Чем лучше ЦАП, тем меньше джиттер и тем лучше будет звук.
ПОДДЕРЖИВАЕМЫЕ ФОРМАТЫ ЗВУКА
Модуль ЦАП не сможет многое сделать с сильно сжатым форматом MP3, потому что сжатие уничтожает части аудиофайла. Таким образом, если вы хотите убедиться, что ваши деньги потрачены не зря, вам нужно приобрести устройство, которое будет работать с качеством CD или выше.
Это означает, что устройство должно поддерживать такие форматы, как WAV, FLAC, ALAC (Mac) или PCM без потерь или DSD.
КОМПАКТНЫЙ ПРОТИВ ПОЛНОРАЗМЕРНОГО
Современные модули ЦАП обычно бывают компактными. Из-за последних технологических достижений они по-прежнему обладают множеством интересных функций, но у них не так много доступных портов и соединений.
С другой стороны, у полноразмерного устройства достаточно места для широкого спектра соединений, наборов микросхем и расширенных настроек. Тем не менее, даже несмотря на то, что они очень привлекательны с точки зрения возможностей, разница в цене может побудить многих меломанов придерживаться компактных версий.
Как выбрать цифро-аналоговый преобразователь?
Какой ЦАП лучше купить? Довольно сложный, на первый взгляд, вопрос легко разрешается, если следовать приведенным ниже рекомендациям. Перед совершением покупки необходимо четко определиться с назначением нового устройства и ожиданиями от него. Стоит ли задумываться о приобретении профессионального преобразователя, не имея столь же качественной аудиосистемы? Имеет ли смысл покупать бюджетный конвертер и ожидать от него качественного звучания? Современный рынок предлагает большое разнообразие для подбора необходимой модели с различными характеристиками и стоимостью. Критерии выбора достаточно просты
На что нужно обратить внимание в первую очередь:
- Число и вид цифровых входов.
Данный параметр напрямую зависит от устройств, которые планируются к использованию в качестве источника звука. Современные преобразователи чаще всего подключаются к компьютеру с помощью USB-порта. Кроме этого используются оптические и электрические (коаксиальные) типы соединения. В профессиональных устройствах также применяют «продвинутый» вариант подключения AES/EBU с использованием балансных кабелей, не подвергающимся наводкам внешней среды. Последнее время все чаще появляются модели с возможностью подключения к внешним устройствам при помощи Bluetooth или Wi-Fi.
- Оптимальной разрядность и частота дискретизации
Эти характеристики определяют качество воспроизведения, т. к. отвечают за точность преобразования сигнала. Разрядность — показатель числа уровней сигнала на выходе преобразователя. Для аудиозаписей на CD-дисках разрядность составляет 16 бит, а у звука высокого разрешения (Hi-Res) – 24 бит и выше. Частота дискретизации – число отчетов в период времени при оцифровке. Для звуковой дорожки CD-диска этот показатель составляет 44,1 кГц, DVD – 48 кГц, Hi-Res – 96 кГц или 192 кГц и т.д.
- Вид аналоговых выходов
Тип выходов определяется входами акустической системы. Например для подключения к аудиосистеме с симметричными входами, необходимо наличие у ЦАП таких выходов. Большинство конвертеров оснащено одним или несколькими выходами для наушников (jack или mini-jack).
- Размеры
Габариты устройства, прежде всего, зависят от его предназначения. Последнее время набирают популярность модели с компактными размерами. Такие девайсы легко умещаются в кармане и чаще всего используются для преобразования звукового сигнала со смартфона или планшета. Для особо требовательных ценителей качественной музыки больше подойдут более объемные стационарные варианты с расширенным функционалом.
- Дополнительные функции
Среди дополнительных функций, которые могут быть весьма востребованными стоит выделить:
- наличие аналоговых входов и возможность регулировки исходящего сигнала (использование устройства в режиме предусилителя);
- наличие лампового выхода;
- наличие выхода для наушников;
- возможность подключения к устройству при помощи беспроводных сетей;
- управление с помощью пульта и т.д.
- Стоимость устройства
В данном случае предельная цена устройства определяется не только финансовыми возможностями покупателя, но и тем, какая звуковая аппаратура и источник цифрового сигнала будут использоваться. Нет смысла покупать дорогой ЦАП в случае использования слабенькой аудиосистемы. При этом не следует экономить, если в дальнейшем планируется ее замена или модернизация до более качественного уровня.
- Влияние бренда
Преобразователь какой фирмы лучше? По мнению покупателей, лучше ориентироваться на проверенные годами бренды. Среди признанных мировых лидеров в производстве цифро-аналоговых конвертеров — японская компания Teac, британская Cambridge Audio, австрийская Pro-Ject и многие другие. Это те производители, которые смогли завоевать популярность по всему миру и наверняка не позволят потенциальному покупателю разочароваться в своей продукции.
- Прослушивание
Крайне важно перед покупкой в живую услышать потенциальное приобретение. Если такая возможность отсутствует, то обязательно необходимо ознакомится с отзывами реальных владельцев подобных устройств или экспертов
Ниже представлен рейтинг популярных моделей цифро-аналоговых преобразователей с описанием их технических характеристик, а также достоинств и недостатков.
Audiolab M-DAC Nano
Цена: 13 020 рублей
Не приглянулся Chord Mojo? Тогда вот миниатюрный M-DAC Nano. Пусть его размер вас не смущает – по технической части тут полный порядок.
Это не только качественный преобразователь аудио, но и Bluetooth-ресивер, который превратит ваши проводные наушники в беспроводные и даст неограниченную свободу передвижения. Все просто: настраиваете сопряжение по Bluetooth между смартфоном и M-DAC Nano, а затем подключаете к последнему проводные наушники и наслаждаетесь прекрасным звуком. Стандартный радиус действия связи 10 метров позволяет без проблем перемещаться по квартире или спортзалу без необходимости таскать смартфон в кармане.
На корпусе устройства предусмотрено 64-ступенчатое колесико регулировки громкости. Кнопка F активирует режим улучшенного воспроизведения с частотой дискретизации 32bit / 384kHz, что приводит к разительным изменениям в звуке. Других настроек нет, но вы всегда можете скорректировать звучание программным способом через музыкальный плеер.
При использовании в обычном режиме батарейки хватает примерно на 8 часов работы, но при повышенной дискретизации расход энергии возрастает и тогда можно рассчитывать не более чем на 6 часов воспроизведения. Наушники при этом будут работать с мощностью до 7,5 МВт / 300 Ом.
Поскольку в 2020 году ходить с проводными наушниками неудобно и немодно, M-DAC Nano может стать альтернативой дорогим беспроводным наушникам или даже флагманскому смартфону с хорошим звуком.
Преимущества:
- Прост в использовании.
- Подходит для наушников с высоким импедансом.
- Есть Bluetooth 4.2 с учетом кодеков aptX, aptX Low Latency и AAC.
Недостатки:
- При максимальной нагрузке автономность всего 6 часов.
- Настройки ограничены по сравнению с другими моделями.
Что такое ЦАП? Что он делает?
Звуки, которые мы постоянно слышим – дорожный шум, работающие инструменты, плачущий ребенок в транспорте – представляют собой акустические волны, которые распространяются в воздушной среде к нашим ушам в аналоговой ипостаси.
Аналоговые записи издавались на виниловых дисках и кассетах, однако нежелательный шум и ненадежность этих носителей стимулировали поиск новых форматов. Появление CD открыло дорогу для цифровой революции.
Цифровое аудио кардинально отличается от аналогового. Цифровые музыкальные файлы обычно создаются при помощи импульсно-кодовой модуляции (PCM) в процессе измерения амплитуды аналогового сигнала через равные интервалы времени.
Rega DAC — 38000 руб. — Приз симпатий.
Звук 5
Конструкция 4
Достоинства
Пять разновидностей выходного фильтра
Недостатки
Отсутствует выход на наушники
Британская фирма Rega, в арсенале которой есть вертушки «винила» и CDпроигрыватель класса High End, старается идти в ногу со временем, не снижая при этом требований к себе. В результате появилось устройство, способное улучшить качество звучания любых цифровых аудиозаписей. Читается сигнал с частотой дискретизации от 32 кГц до 192 кГц, но апсемплинг не предусмотрен. Инженеры утверждают: чем меньше манипуляций с входным сигналом, тем выше качество звучания. Потребитель же может выбрать один из пяти выходных фильтров.
Верхняя часть СЧдиапазона казалась сотканной из легчайшего шелка, верха отличала прозрачность горного ручья, бас летал по комнате прослушивания упругим резиновым мячиком. Разительно на звучание смена выходного фильтра не влияла, что тоже следует счесть достоинством — грубые регулировки у аудиофилов не в почете. Необходимый режим находится после кропотливых экспериментов.
Аппарат, придерживающийся принципов умеренности и аккуратности (помните классику: «Достойнейшие два и стоят наших всех»?). Звезд с неба он не хватает, но работает добросовестно. По неравномерности АЧХ он делит пальму первенства с NuForce; дисбаланс по каналам составляет микроскопические 0,02 %. Фаза выходного сигнала не инвертируется, нелинейные искажения ничтожны во всем диапазоне. В спектре выходного сигнала наблюдаются следы двух разностных гармоник, однако их амплитуда не превышает –90 дБ, так что принимать их в расчет не стоит. Коврик находится на отметке –105 дБ — превосходный показатель.
Жизнь в цифре
Значение амплитуды представлено двоичным числом (1 или 0), а длина этого числа называется разрядностью, выраженной в битах. Величина, обратная временному интервалу измерений, является частотой дискретизации.
Например, при записи стандартного CD выборка делается 44 100 раз в секунду. Каждый из «срезов» измеряется с точностью до 16 бит, и результаты измерения сохраняются в 16-разрядном цифровом формате. С другой стороны, при записи трека в Hi-Res-аудио длина «среза» увеличивается до 24 бит, а выборка делается аж 192 000 раз в секунду.
У цифровых аудиоданных могут быть самые разные частота дискретизации, разрядность, форматы кодирования и сжатия – однако независимо от конкретных параметров именно ЦАП должен придать этим данным смысл, максимально точно переведя их из двоичного формата в исходную аналоговую форму.
Почему наушники звучат плохо?
Если коротко: высокоомные наушники любят высокое напряжение, но им не нужен большой ток. Аккумулятор смартфона или плеера чаще всего попросту не может обеспечить встроенный усилитель достаточным напряжением. Поэтому его рассчитывают под наушники с небольшим импедансом, которым важнее ток, чем напряжение.
Чтобы ответить подробнее, нужно сделать пару лирических отступлений. Для начала следует разобраться в импедансе.
Импеданс — это номинальное сопротивление на входе наушников, измеряется в Омах. По величине сопротивления все наушники можно условно разделить на три группы:
- Низкий импеданс — меньше 40 Ом. Обычно 16-32 Ома — это большинство затычек и небольших наушников, множество недорогих охватывающих моделей.
- Средний — 60-100 Ом. Например, Sennheiser HD 280 PRO. Хорошо подходят для записи барабанов: за счет импеданса в 64 Ома они выдадут значительно больше громкости, чем модель на 250 Ом, при этом не будут так легко перегружаться, как низкоомные наушники.
- Высокий — больше 250 Ом. Многие студийные и хай-энд модели.
Зачем вообще наушникам высокое сопротивление? На самом деле, до недавнего времени со звучанием «ушей» особо не заморачивались. Самый качественный звук традиционно предлагали студийные модели, и они все были высокоомными, потому что студийная техника всегда обладала мощными выходами. Подключенные к ним низкоомные наушники звучали бы слишком громко вплоть до боли в ушах.
Второе преимущество, о котором задумались уже чуть позже — больший вольтаж дает большую детализацию и лучшую динамику, звучание становится как бы более насыщенным, ярким и глубоким. В итоге среди производителей хай-фая и хай-энда пошла мода выпускать дорогие высокоомные модели, и сегодня они занимают существенную часть рынка. Разумеется, это не значит, что любая высокоимпедансная модель звучит лучше наушников с низким сопротивлением.
Кроме импеданса еще одним важным значением является чувствительность наушников. Это сколько децибел они выдадут в расчете на милливольт. Есть схожий параметр — эффективность, измеряется в децибелах на милливатт, но обычно указывается именно чувствительность.
Теперь правила:
- Чем больше импеданс имеют наушники, тем большее напряжение им нужно. От импеданса зависит, сколько мощности сможет им отдать усилитель.
- Чем меньше чувствительность у наушников, тем выше ток им требуется. От чувствительности зависит громкость наушников.
Например:
- Наушники Sony MDR-1AB. Их импеданс лишь 24 Ома, а чувствительность — 105 Дб. Комбинация из низкого импеданса и высокой чувствительности означает, что такие наушники гораздо проще прокормить электричеством, с этим справится даже обычный смартфон.
- В противовес им — наушники Shure SRH1840. Кажется, что с импедансом в 65 Ом их вроде бы несложно будет раскачать. Вот только их чувствительность составляет всего 96 Дб, а это значит, что им нужно очень много энергии — 1,5–4 Вт на канал для большой громкости!
- А вот Sennheiser HD 650 имеют импеданс аж в 300 Ом, но при относительно высокой чувствительности в 103 Дб усилитель к ним будет подобрать попроще.
Однако даже если наушники нетребовательны к сигналу, это еще не означает, что встроенный усилитель смартфона или плеера не портит качество их звучания. Нередко копеечные усилители вносят искажения, особенно на высокой громкости, а также имеют раздражающие посторонние шумы и фоновое гудение. Они возникают из-за влияния различных радиоэлементов друг на друга при слишком плотной компоновке корпуса. Обойти ограничения встроенных усилителей помогают внешние усилители для наушников.
Конструкция
Аппараты Icon и Hegel рассчитаны на работу исключительно с компьютером — они имеют один-единственный вход в виде порта USB (и единственный аналоговый выход — линейный несимметричный). Блока питания у них нет, они черпают энергию из USB-шины. У DacMagic’a блок питания — внешний. Что касается цифровых входов классического типа, то наибольшее их число у Rega: четыре независимых (по паре оптических и коаксиальных). У DacMagic шесть входных гнезд, но независимых входов только три (каждый работает как с оптическим, так и с электрическим сигналом). Аппараты DacMagic, Musical Fidelity, Music Hall и PS Audio оборудованы балансным выходом (2хXLR), а у Music Hall есть еще и балансный цифровой выход AES/EBU на разъеме XLR. У остальных участников имеется по оптическому и коаксиальному цифровому выходу (не считая «малютки» от NuForce и Hegel, которые оснащены только «коаксиалом»). Выход на наушники есть у μDAC 2 и Music Hall.
RHA Dacamp L1
Цена: 29 990 рублей
В то время как Chord Mojo выигрывает за счет более компактного корпуса, Dacamp дает пользователям смартфонов на iOS дополнительное удобство подключения в виде USB-входа. При этом разница в габаритах по большей части непринципиальная: Dacamp ненамного длиннее, чем Mojo, и чуточку тяжелее.
Огромный запас по уровню сигнала позволяет девайсу работать даже с дорогими высококачественными наушниками. Элементы управления представлены в виде «крутилок», что сильно упрощает настройку звука. Параметров не так много, как например в программном эквалайзере, но и с помощью имеющихся средств можно заставить любой стиль музыки звучать так, как хочется.
Может, это не самый дешевый портативный усилитель, но у него есть уникальная фишка – это возможность заряжать от RHA Dacamp L1 другие устройства. Емкость встроенной батареи составляет 4000 мАч, этого хватит для экстренной подзарядки телефона в дороге.
Преимущества:
- Поддержка iOS через USB.
- Автономность 10 часов.
- Простое и понятное управление.
Недостатки:
Ограниченное количество настроек.
Путь звука от файла до ЦАП
Каким требованиям должен удовлетворять плеер? Прежде всего должна быть поддержка вывода звука как минимум через один интерфейс: WASAPI (Exclusive) или ASIO. Остальные требования – это возможность отключения внутренних обработок звука.Для Windows это:
- Foobar2000
- AIMP
- Album Player
Рассмотрим путь звука от файла до ЦАП звукового интерфейса (звуковой карты или внешнего ЦАП).Схема максимально упрощена
WASAPI
Плеер отвечает за декодирование файла и передачу в систему через один из интерфейсов, MME или ASIO. MME – это звуковая подсистема Windows, которая используется по умолчанию во всех плеерах и программах (аудио плеерах, видео плеерах, браузерах, Skype, играх и прочих программах). В MME интерфейсе есть отдельный режим WASAPI Exclusive, который позволяет обойти ресемплер и микшер Windows.
При воспроизведении из под WASAPI звук на выходе возможен только от одного проигрывателя (программы), все остальные звуковые потоки будут в режиме «mute». Некоторые программы могут выдать ошибку, что «звуковое устройство недоступно». В профессиональных картах возможно одновременное воспроизведение звукового потока из WASAPI и ASIO, т.к. звуковые потоки обходят микшер Windows, но после попадают в драйвер звукового устройства и далее смешиваются микшером звуковой карты. Там, где ASIO сделано через WASAPI, могту быть различные проблемы со стабильностью работы.Для того, что бы на выходе получить звук одновременно от нескольких программ, его надо привести в единую сетку разрядности и частоты дискретизации, а потом все потоки просуммировать. В прошлом поколении ОС XP для MME существовал автомат опорной частоты и при воспроизведении звука лишь из одной программы отключался ресемплинг, системный микшер не вносил никаких существенных изменений в звуковой поток. В Windows 7 все работает принудительно, независимо от количества программ, воспроизводящих звук. Автомат опорной частоты возможен только для WASAPI и ASIO при соответствующей поддержке драйвера звукового устройства.
ASIO
ASIO – это профессиональная звуковая подсистема для программ с обработкой звука от Steinberg. Основным преимуществом ASIO является возможность получить ультранизкие задержки звукового сигнала, которые позволяют обрабатывать звук в режиме реального времени при игре вживую на midi инструментах.Через ASIO звуковой поток направляется в обход микшера Windows.ASIO поддерживают не все звуковые карты, в то время как WASAPI все.По этой причине не стоит гнаться за ASIO поддержкой, как за “манной небесной”. Тем не менее, после того, как звуковой поток попадает в драйвер звукового интерфейса, за дельнейшую транспортировку звукового потока отвечает именно драйвер и тут возможны любые сюрпризы. Проблемы могут быть как с WASAPI, так и ASIO независимо друг от друга и наличие двух интерфейсов повышает шансы на качественное воспроизведение звука.Что может лишнего делать драйвер звукового интерфейса? Тоже самое, что и микшер Windows – ресемплинг и микширование каналов. Лучше не поленится и изучить внимательно настройки звуковой карты для оптимального вывода звука.
Audioquest Dragonfly Red/Black
Цена: от 7 990 рублей
Audioquest выпустил оригинальный USB ЦАП Dragonfly еще в далеком 2012, однако в то время требования устройства к питанию позволяли использовать его только с настольными компьютерами. С современными микроконтроллерами девайс потребляет около 25 мАч и может успешно питаться от любого смартфона, в том числе и от iPhone через порт Lightning.
Главная фишка Audioquest Dragonfly кроется в размере. Устройство по габаритам не отличается от обычной USB-флешки, а потому без проблем помещается в кармане вместе со смартфоном.
Цвет устройства – не просто дизайнерское решение, но и указатель на технические характеристики. Dragonfly Red относится к премиальному классу. В нем стоит более качественный преобразователь, выходная мощность составляет 2,1V в отличие от 1,2V у версии черного цвета. Это значит, что Audioquest Dragonfly Red – более оптимальный выбор для высокоомных наушников.
С моими наушниками, подключенными напрямую к iPhone, музыку комфортно слушать примерно на половине от максимальной громкости. Через Dragonfly Red уровень можно понизить где-то до четверти, а с Dragonfly Black как ни странно громкость приходится устанавливать всего на одно деление. Это значит, что контроля над звуком в последнем случае не остается вообще – если прибавить один шаг, музыка играет слишком громко, если уменьшить – отключится совсем.
Тем не менее, обе версии устройства очень аккуратно выделяют низкие частоты, не жертвуя четкостью средних. Например, Daft Punk «Get Lucky» без ЦАП звучит уже не так детально и разнообразно, как с ним.
Стоит ли переплачивать за версию Red зависит от того, насколько вам сложно регулировать громкость в ваших наушниках. А что касается качества звука, в хороших накладных наушниках вы заметите больше изменений, чем в дешевых затычках.
Ни Dragonfly Red, ни Black не могут сравниться с крутостью Chord Mojo, однако бюджетная цена и компактный форм-фактор делают их очень привлекательным предложением.
Преимущества:
- Очень компактный.
- Питается от смартфона.
Недостатки:
- Нет детальных настроек.
- Возможны трудности с регулировкой громкости.
Cambridge Audio Azur DacMagic — 15000 руб.
Звук 4
Конструкция 4
Достоинства
Полная функциональность при сравнительно невысокой цене
Недостатки
Отсутствует выход на наушники
Модель британской фирмы Cambridge Audio можно расположить горизонтально или буквально «посадить в галошу»: прилагается постамент из твердой резины, в который аппарат становится вертикально. Схема фильтрации имеет топологию с двойной дифференциальной виртуальной «землей», причем тип фильтра пользователь может выбирать самостоятельно. порт USB принимает сигнал 16 бит/44,1 или 48 кГц (сигнал с 32; 88,2 и 96 кГц принимается по «оптике» и коаксиалу). есть функция изменения фазы.
Звучание файлов FLAC приближалось по субъективным ощущениям к тем, какие наши эксперты испытывали при прослушивании SACD. при подключении к редакционному DVDплейеру бюджетного класса «компакты» зазвучали ничуть не хуже, чем на CD-проигрывателе, стоящем в несколько раз больше вышеупомянутой DVD-вертушки и цап’а вместе взятых. аппарат оправдал свое название (magic = волшебство).
АЧХ ниже средней в подборке величины. На краях диапазона отмечается пологий спад; он не превышает 0,2–0,3 дБ, поэтому не является критичным. Дисбаланс каналов минимален и не вызывает опасений. Коэффициент нелинейных искажений очень стабилен (это хорошо видно по графику) и тоже находится в пределах нормы. Входной сигнал не инвертируется. Интермодуляционные искажения весьма малы. Паразитные гармоники отмечаются лишь на частотах выше 20 кГц, да и то с минимальным уровнем — так что на звучание они не влияют. В общем и целом, измерения подтверждают, что заявленная цена устройства является реалистичной.
Что такое битность записи, динамический диапазон и на что они влияют
Если вы послушаете старые mp3 файлы или плохие MIDI записи вы заметите, что вам сложно различать музыкальные инструменты, если они играют одновременно, они просто сливаются в «звуковую кашу» и разобрать в ней ничего невозможно.
Это происходит от того, что у записи узкий динамический диапазон. Чем он больше, тем более глубоким слышится звук, более приятным и реалистичным. Узкий динамический диапазон просто не позволяет разным инструментам, которые звучат одновременно, иметь различную громкость и один инструмент глушит другой, от этого возникает мутный неприятный звук и слушать такую музыку совершенно не хочется.
Теоретически за динамический диапазон отвечает битность звука во время его кодирования в цифровой вид. Чем выше битность, тем больше значений может принимать звуковая волна за единицу времени и тем шире может быть динамический диапазон. Но это в теории, т.к. это кроме битности на громкость могут влиять много других факторов и битность начинает влиять на динамический диапазон тогда, когда все другие факторы исключены.
Например, почти вся современная музыка выпускается со значительной компрессией, чтобы увеличить базовую громкость всего материала, от этого сильно страдает динамический диапазон, т.к. все тихие места композиции подтягиваются и становятся более громкими, а очень громкие пики инструментов срезаются до среднего значения
Таким образом, после процедуры компрессии уже почти не важно какой была битность записи. Но в том случае если вы слушаете качественный материал, который не испортили на студии, битность действительно начинает играть значительную роль в динамическом диапазоне
Самое распространённое значение сегодня это 16 битная запись, но уже набирает популярность 24 битная музыка, а в скором времени в общее пользование начнут попадать 32 битные записи музыкальных произведений. При качественной обработки музыкального материала на студии и без ужасающей компрессии 16 битная точность записи, в общем, достаточна для того, чтобы не испытывать проблем с динамическим диапазоном.
Но в определении качества звука мы снова сталкиваемся с особенностями человеческого восприятия звука. Что такое 16 битная запись звука? Это значит, что одно измерение изменения амплитуды звуковой волны может принимать 65536 значений, что даёт нам динамический диапазон до 96,33 Дб. В свою очередь это означает, что звук с громкостью до 96,33 Дб должен быть записан без искажений по уровню громкости.
Если вы похожи на меня, то в большинстве случаев вы слушаете музыку в наушниках, а в наушниках довольно опасно долго слушать громкую музыку и, поверьте, 96,33 Дб это очень громко. Я стараюсь не превышать 60-65 Дб при прослушивании, этого вполне достаточно чтобы в полной мере насладиться звуком, но недостаточно чтобы повредить слух. И, как видите, у меня остается значительный запас по громкости до заветных 96,33 дб. По этой причине записи с 24 битной точностью для меня не дадут никакого преимущества, я просто не буду слышать разницы из-за того, что не слушаю музыку достаточно громко. Если кто-то из ваших знакомых, слушающий музыку в наушниках, говорит вам, что есть разница между 16 битной записью и 24 битной — не верьте ему. Он стал жертвой маркетинга и просто верит, что разница есть, хоть он её и не слышит. Добавим к этому тот факт, что наш слух имеет разную чувствительность по громкости к разным частотам звука, поэтому 16 битных записей для прослушивания в наушниках хватит для любых ситуаций.
Так почему многие люди верят, что 24 битная запись музыки значительно превосходит 16 битную? Для некоторых ситуаций это действительно так. Например, если вы слушаете живую запись симфонического оркестра, вам действительно нужна 24 битная запись, т.к. вам придется значительно повышать громкость, чтобы услышать все нюансы. Вы повышаете громкость технически, на вашем устройстве, но та громкость, которую вы услышите будет нормальной, потому что записи симфонической музыки делаются довольно тихими как раз для того, чтобы можно было расслышать все нюансы звука. Но это правило не работает для современных записей поп музыки, т.к. уже на студии записи делают предельно громкими и если вы будете слушать её на той же громкости, что и качественную запись оркестра, вы просто рискуете повредить свой слух.
Также 24 битная запись подходит для записи звука. Гораздо эффективнее сделать запись в более высокой битности и потом, при финальной обработке снизить её до 16, чем наоборот. Если вы сделаете запись в 16 битах и потом искусственно увеличите её до 24, то качество будет даже ниже, чем при исходных 16 битах, а возможно и такое, что в звуке появится посторонний фоновый шум.
Заключение
В итоге у нас получается следующая цепочка. Аналоговый звук — его оцифровка для получения MP3/FLAC-файла — обратное преобразование в аналоговый звук с помощью ЦАП — улучшение сигнала с помощью усилителя — воспроизведение звука в ваших наушниках.
Источники
- https://www.audiomania.ru/content/art-6463.html
- https://club.dns-shop.ru/blog/t-164-usiliteli-dlya-naushnikov/35789-usilitel-dlya-naushnikov-zachem-on-nujen-i-kak-vyibrat/
- https://club.dns-shop.ru/blog/t-169-drugaya-audiotehnika/16589-kak-vyibrat-preobrazovatel-audiosignala/
- https://reference-audio-analyzer.pro/faq-foobar2000.php
- https://SetPhone.ru/rating/luchshie-vneshnie-tsap-dlya-smartfona/
- https://zen.yandex.ru/media/meizu/chto-takoe-cap-i-usilitel-zvuka-v-smartfone-5caa7df38f2c7600ae2611ef