Крупная заявка
Тринадцатого сентября должен был состояться аукцион в электронной форме на закупку для Калининграда в лизинг 74 автобусов и 16 трамваев. Начальная цена контракта — 3 млрд 877 млн руб. Но 7 сентября в ФАС поступила жалоба от ООО «Сейф Технолоджи» (Москва) на то, что «в один лот объединены товары функционально и технологически не связанные между собой». По мнению автора жалобы, это существенно увеличивает начальную цену контракта, на торги не могут выйти участники, у которых есть трудовые и прочие ресурсы, но нет финансовой возможности обеспечить такую крупную заявку. При этом существует множество компаний, готовых передать, к примеру, в лизинг автобусы.
Цифра
3 877 013 851 руб. планировалось потратить на новый транспорт в облцентре.
В жалобе есть обоснование, почему данный аукцион может быть «заточен» под одного поставщика: «На 19 августа 2021 года в Реестре промышленной продукции, произведённой на территории РФ, зарегистрированы только два предприятия, выпускающие трамвайные вагоны: ООО «ПК Транспортные системы» — вагон «Корсар», вагон модели «Лев», «Витязь-М» и «Львёнок». Второе предприятие — АО «Устькатавский вагоностроительный завод». Размер трамвайной колеи в Калининграде — метр. Односекционный трамвайный вагон Устькатавского завода предназначен для колеи 1524 мм. Данная информация содержится на официальном сайте компании. Таким образом поставщиком двухсекционных трамваев будет являться только ООО «Транспортные системы».ФАС жалобу удовлетворила.
Статья по теме
Станция конечная. Почему в городах-миллионниках прекращают строить метро?
3 июня на Петербургском международном экономическом форуме губернатор области Антон Алиханов и гендиректор АО «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров подписали соглашение о сотрудничестве. Первоочередным проектом партнёрства заявлено обновление парка общественного транспорта в Калининграде.
Встреча состоялась на стенде с инновационным трамваем «Корсар», который СберЛизинг представлял на форуме с компанией-разработчиком.
Что пошло не так?
С одной стороны мы видим классическую проблему непонимания роли общественного транспорта: доводы об убытках и убийство сети ради ещё одной полосы для машин.
На бытовом уровне мы воспринимаем строительство и расширение дорог инвестицией без анализа последующей стоимости, а финансирование общественного транспорта — дотациями. В нормальной же системе нужно считать стоимость перемещения каждого человека по городу с учётом влияния на экологию, заторы, аварийность, стоимость поддержания инфраструктуры и прочие вещи.
Сейчас же получается, что пустить автобус организационно дешевле, потому что там нет сопутствующей инфраструктуры, а трамвай — дорого из-за рельсов и подстанций. При этом автобус портит асфальт, ему нужны остановки, не забываем про выхлопы, бóльшую аварийность и меньший срок жизни — эти затраты просто не считают. Если же подойти к вопросу всесторонне, изучить износ асфальта, экологические аспекты, КПД двигателя, затраты на движение и прочие вещи, то… себестоимость перевозки одного пассажира в трамвае на 40% ниже, чем в автобусе. Неожиданно, да?
Считать экономику по доходу-расходу двух разных подведомственных организаций очень просто и быстро, а на полноценное изучение вопроса чиновников уже не хватает. Кроме того, у нас отсутствует как класс долгосрочное планирование.
С другой стороны, многие всё ещё верят в светлое автомобильное будущее: нужно всего лишь ещё пару полос и всё поедет! Вот только никто не замечает, как с каждым таким проектом пользоваться городом без машины становится всё сложнее, а пробок — всё больше.
Задача города в целом и общественного транспорта в частности создать такие условия, чтобы жители не пользовались личным автомобилем для поездок по городу. Общественный транспорт должен конкурировать не друг с другом, —маршрутки с трамваем или автобусы с троллейбусами, — а с личным автомобилем. Для этого общественный транспорт, даже автобусы и трамваи, дотягивают до уровня метро: вводят приоритет на улицах, сокращают интервалы и повышают надёжность.
Посмотреть «как надо» калининградцы могут буквально в часе езды от города в том же Гданьске. Все же остальные могут посмотреть мои материалы о транспорте Базеля или как протягивают автобусы в Белгороде.
И да: чем меньше денег в городе и у жителей, тем приоритетнее развитие именно общественного транспорта. Автомобильную инфраструктуру дорого не только строить, но ещё и поддерживать. Поэтому сначала нужно обеспечить мобильность большего числа горожан (а общественный транспорт по умолчанию доступен 100% жителей), а уже после — браться за внутригородские магистрали и паркинги.
Минутка истории
Калининградский трамвай — старейшая трамвайная система России, движение было открыто в 1881 году в виде конки. Интересно, что конка имела ширину колеи 1435 мм, но в ходе электрификации линии перешивались на 1000 мм. К 1899 году в городе было уже четыре маршрута электрического трамвая, а уже в 1901 году все городские маршруты были электрифицированы.
К 1902 году маршрутов стало 8,к 1905 — 11, к 1937 году —15. Каждый маршрут имел свой цвет. Движение трамваев начиналось в шесть часов двадцать минут утра и заканчивалось в полдвенадцатого ночи.
После поездки в город я надолго залип на архивных сайтах типа паству и трансфото — дизайн улиц и остановок уже к 1930-м годам был восхитителен. Например, остановки были с платформами — во многих городах России даже сегодня чиновники и гаишники не понимают, зачем их делать.
Остановки и хабы группировали для удобных пересадок:
В 1990 году трамвайные маршруты охватывали основные районы города, местами было даже излишнее дублирование:
1990 год
Деградация началась с 2000-х: регулярное закрытие маршрутов из-за убытков и уничтожение линий ради расширения улиц для машин. В 2021 год трамвай вошёл с единственным маршрутом №5.
2021 год
Трамвай — это сложно
Превратить калининградский трамвай в современный трамвай 21 века — большая и сложная работа, для этого нужна сильная политическая воля и люди «которым это надо». Без этого говорить о деньгах преждевременно.
Если представить, что завтра у губернатора области и его команды вопрос трамвая встанет на первое место, то появляется задача поиска денег — их потребуется очень много, больше озвученных 9 млрд рублей. Дело в том, что трамвай — дорогой вид транспорта для постройки, он начинает окупать себя лишь при большом охвате.
В Калининграде же так долго убивали трамвай, что сейчас для должного эффекта его по сути нужно построить с нуля. Закупка новых вагонов — лишь малая, самая простая и быстрая, часть работы.
Сейчас есть разные схемы привлечения денег на общественный транспорт через федеральные программы — от закупки новых моделей до стройки платформ и ремонта путей. Но это не решит проблему новых районов — туда трамвай нужно строить с нуля.
Другая возможность — заключение концессии по типу петербургского Чижика. Грубо говоря, город получает трамвай в кредит. Подобное сейчас обсуждают во многих городах России, от Таганрога до Екатеринбурга.
Мне кажется, что пока говорить о ренессансе калининградского трамвая рано — нет должной мотивации и планирования: для политиков всё ещё гораздо проще купить новый автобус, опубликовать пост-отчёт и забыть о проблеме на год, а трамвай не терпит к себе такого отношения.
—————-
Больше постов и роликов про урбанистику в соцсетях:
Телеграм, ВК, ФБ, Твиттер, Инстаграм, Ютуб
Быстрые победы
Радует, что вопроса о закрытии движения нет, даже обсуждают идею пустить новые маршруты, но 9 млрд рублей — сумма космическая, она отпугивает и демотивирует. Есть подозрение, что в неё запихнули абсолютно все хотелки.
Грубо говоря, если маршрут длиной 5 км и там есть несколько проблемных мест, то вместо локального ремонта предлагают полную реконструкцию. Или полное обновление вагонов, хотя вроде как есть старые трамваи на ходу — вместо ремонта и реконструкции сразу предлагают купить новую технику, что очень дорого.
Сначала нужно выжать максимум из имеющегося. Например, убрать машины с путей с помощью разметки и камер — это недорогое решение по карману городу: разметка и знаки стоят копейки, а камеры вообще окупаются. В Москве эта простая мера позволила за пару лет приучить водителей вообще не лезть под трамвай. На светофорах же стоит внедрить приоритет — тоже не очень сложная вещь, если вы хотите прокачать трамвай.
Тем более бóльшая часть маршрута уже сейчас идёт по обособленному полотну — лишь на нескольких участках в центре не хватает выделенной полосы. Можно всего этого и не делать, только зачем тогда тратить сотни миллионов рублей на новые трамваи, если они будут постоянно стоять в пробках из-за нескольких машин? Жители выбирают общественный транспорт чтобы ехать, а не стоять.
Сейчас пассажиры часто выходят под колёса машин — это не дело. Серьёзно, это понимали даже в 1930-х годах немцы, а сейчас движение в городе явно активнее.
Общественный транспорт должен возить, а не убивать пассажиров.
Системная работа
Попутно нужно работать с билетным меню, маршрутной сетью и старыми путями. С первым всё просто — внедрять билеты на время с бесплатными пересадками и длительные абонементы.
Про общую логику тарифов я рассказывал здесь. Сейчас в трамваях висят огромные валидаторы и ходят кондукторы — с нормальными билетами можно будет убирать лишний персонал и экономить на бумаге для чеков.
С маршрутной сетью сложнее: нужно понять, откуда и куда ездят люди. Без этого реформировать сеть или говорить о развитии того же трамвая немного странно. Зато после можно начать планировать магистральные маршруты, убирать дублирование и обсуждать вложения в трамвай. В идеале трамвай может стать основным транспортом города. Почему основным? Потому что это самый пассажироёмкий уличный транспорт, он эффективнее и лучше автобуса с троллейбусом.
В Калининграде при закрытии линий далеко не всегда убирали сами рельсы — это хорошая память о нормальном транспорте, ещё старые рельсы вселяют надежду на возвращение линий в работу. Но важнее, чтобы полотно под путями было на балансе трамвайного предприятия, тогда их можно будет быстро вернуть в строй. Дело в юридических формальностях: работы оформляются как реконструкция, а не новое строительство — первое проще второго с точки зрения процесса и вовлечения других служб.
Хотя даже при восстановлении старых линий трамвай не будет охватывать плотные районы. Например, очень напрашивается линия в новые спальные массивы по Гайдара — Согласия и Фрунзе — Гагарина. В идеальной же ситуации в городе имеет смысл запустить городскую электричку по типу С-бана, чтобы она вместе с трамваем сформировала транспортный каркас Калининграда.
Без пробок — в центр
В последний год власти активно «пиарили» «Корсар». Ездили на завод, устраивали презентацию, испытали трамвай на улицах облцентра. Казалось бы, всё решено и трамваю в облцентре — быть. Пусть даже на «урезанном» количестве маршрутов, которые правдами и неправдами удалось сохранить при закатке города в асфальт. Забрезжила надежда на возобновление трамвайного движения и там, где рельсы ещё сохранились, например, на ул. Тельмана.
«Трамвай — пожалуй, наиболее «чистый», обладающий наибольшей провозной способностью городской общественный транспорт, способный обеспечить комфорт маломобильным пассажирам. Главное его достоинство: при грамотной организации маршрута и обособлении путей его средняя скорость такова, что время в пути может быть сопоставимо со временем поездки на личном автомобиле. Можно закупать дорогущие электробусы в большом количестве, но это никак не простимулирует горожан пересесть на них с автомобилей, если они будут стоять в одной и той же пробке. А вот если, к примеру, с Сельмы можно будет утром без пробок добраться в центр города на трамвае, многие задумаются о покупке проездного. Трамвай — инструмент для повышения внутригородской мобильности и борьбы с пробками», — уверен калининградский активист Сергей Карпов.
Статья по теме
Сквозь тайгу и на море. Где встречается необычный общественный транспорт?
Слова калининградца подтверждает опыт многих европейских городов, где трамвай давно и успешно интегрирован в систему общественного транспорта. Ходит чётко по расписанию по выделенной полосе, на которую не могут заезжать автомобили.
Приостановка аукциона отодвигает вопрос развития трамвайного движения в Калининграде на неопределённый срок. А жаль — горожане любят свой трамвай.
Главное предназначение программы Яндекс Транспорт
Основным предназначением приложения является информирование потенциальных пассажиров о месте нахождения всех видов пассажирских транспортных средств на линии проложенного маршрута. Оно дает возможность не только наблюдать за перемещением транспорта на планшете, телефоне или компьютере, но еще и совершать следующие действия:
- прогнозировать, за какое время транспортное средство преодолеет расстояние по выстроенному маршруту, исходя из ситуаций на дорогах;
- уточнять расписание поездок автобусов, маршруток и пр. и их маршрут из специального раздела приложения;
- планировать свой собственный маршрут, если определить не только путь следования транспорта, но и на какие остановки будут по пути его следования;
- следить за перемещением необходимого трамвая, автобуса или троллейбуса, чтобы к моменту прибытия одного из этих ТС выйти к остановке.
Основные преимущества использования «Яндекс. Транспорт»
Использование этой программы имеет множество преимуществ, о которых уже неоднократно говорилось. В первую очередь она очень удобна для городских жителей, которые будут знать точное время прибытия необходимого им вида транспортного средства на ближайшую остановку и планировать свой выход к его приходу. Что касается иногородних жителей, то у них не будет проблем добраться до пункта назначения, потому что они смогут проложить путь следования и воспользоваться удобным транспортным средством для достижения цели.
Приложение Яндекс Транспорт, установленное на телефон (планшет), поможет вам самостоятельно проложить маршрут, выбрать один из предложенных видов пассажирского автотранспорта и добраться до места назначения. С его помощью можно выстраивать и пешие маршруты.
Также можно воспользоваться дополнительными возможностями, которые представлены в виде сопутствующей информации, касающейся передвижения по городу. Это могут быть данные о наличии пробок, транспортных происшествий или проведении ремонтных работ на трассах города. Это позволит каждому выбрать альтернативный путь следования.
К тому же сервис Яндекс. Транспорт является уникальным в своем роде, потому что аналогов этой программы нет во всем мире. Приложение дает возможность отслеживать информацию о состоянии дел на трассах города, исключать наличие каких-либо форс-мажорных обстоятельств, которые бы помешали вашему перемещению в пределах города. Преимуществом программы является и то, что вся информация обновляется в режиме реального времени, поэтому в ее точности сомневаться не стоит. Предоставляемые данные нужно учитывать и использовать при составлении маршрута.
Клиенты, использующие приложение в своих целях, оставляют только положительные отзывы. Они указывают на точность расчетов времени прибытия пассажирских ТС и затрачиваемого на весь путь следования.
Как пользоваться сервисом
Перед тем, как начать использовать сервис Яндекс транспорт в Калининграде, необходимо произвести следующее:
открыть с любом браузере Яндекс карту и перейти к режиму «Движущийся транспорт», который расположен в верхней части карты в виде иконки автобуса;
в окно формы запроса записать адрес места назначения или отметить точку на карте, проще говоря вписать «откуда» и «куда»;
проанализировать все предложенные варианты, важно обратить внимание на время, использованное на перемещение;
определиться с маршрутом, ознакомиться с ним по карте и уточнить прибытие выбранного ТС к месту назначения. Вам будет представлена информация о всех видах транспортных средств, рейс которых проходит через ближайшую к вам остановку, и как скоро их можно ожидать;
все остановки на выбранном маршруте будут показаны
Дополнительно будут предложены варианты пересадок, если одним видом транспорта нельзя добраться к месту следования;
некоторые люди постоянно используют одно и тоже городское транспортное средство и ездят одним маршрутом
Его можно добавить в закладку «Сохранить в Мой транспорт», чтобы активно пользоваться им без постоянного ввода одного и того же адреса;
для отслеживания избранного транспорта в нужный момент на Яндекс.Карте необходимо будет активировать галочку «Мой транспорт».
Метровая колея
Особенная проблема местного трамвая — нестандартная для России колея 1000 мм. До недавного времени в стране просто не делали нужных трамваев, а санкции и импортозамещение делали закупку европейских моделей ненаучной фантастикой. Поэтому основной «флот» города — старенькие Татры:
Хотя в городе есть целый 1 трамвай от Pesa, который купили в 2012 году, но на этом дело кончилось — дорого и сложно, даже на покупку запчастей для ремонта уходит неприлично много времени, в последний раз он стоял без дела 8 месяцев.
Всего в России три города с такой колеёй, у всех них была проблема с новыми трамваями. В конце прошлого года в Калининград пришёл на сертификацию трамвай «Корсар» от ПК ТС (репортаж с завода). Судя по последним новостям, трамвай прошёл все испытания.
Власти говорят о закупке 16 «Корсаров» в 2021 году для маршрута №5 и ещё 10 в 2022 году для №3, который планируют заново открыть. Цена каждого трамвая от 65 млн рублей.
Но самая необычная проблема из-за узкой колеи — отсутствие нормативов. Серьёзно, наши строительные нормативы просто отрицают существование таких линий! О решении этой проблемы в Минстрое задумались лишь в прошлом году. Хотя никто не отменяет специальные технические условия, но сама ситуация очень показательная.